426000, Удмуртия, г. Ижевск


E-mail: vihr@yamail.udm.ru 

ЕСН: Реформа года

Журнал «Сильные кадры» №10 (36) 2010г.

 

БИЗНЕС законодательство


ЕСН: РЕФОРМА ГОДА


Когда в 2001 году был введен ЕСН, никто не мог предпо­ложить, что спустя 10 лет он станет причиной массового недовольства предпринимателей.


Причиной очередной налоговой реформы, по словам экспертов, стал кризис, обнаживший серьез­ные проблемы с финансированием социальной сферы в стране, прежде всего, пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания. Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова так прокомментировала решение Правительства: «Если бы мы не приняли этого решения, то к 2050 году пенсионная система на 86% финансировалась бы из федерального бюджета». Теперь же увеличенный пенсионный взнос ликвидирует нынешний дефицит бюджета Пенсионного фонда, над­еется министр.


Коснется реформа не всех: 30 ноября Президент России утвердил двухлетнюю отсрочку по повыше­нию ЕСН с 26 до 34% для малых предприятий, работающих в произ­водственной и социальной сферах. Кроме того, 5-летнюю отсрочку получили СМИ (исключая реклам­ные и эротические). Однако в малом бизнесе таких всего 15–17%, ведь малый и средний бизнес в основном работает в сфере тран­спорта и торговли. Всем остальным придется выкручиваться.


Несмотря на поднявшуюся по всей стране волну недовольства этой законодательной инициати­вой, так или иначе, большинство предприятий будут выплачивать ЕСН по новой ставке. Эксперты прогнозируют, что вслед за этим наступит реакция бизнеса, который будет вынужден сокращать персо­нал или уводить зарплату в тень, что не только неправильно, но и противозаконно.


Как ни странно, большинство предпринимателей, привыкших к постоянной чехарде, к ежегод­ной смене всех форм отчетности и постоянным изменениям рекви­зитов для налоговых перечисле­ний, даже не отреагировало на реформу. Хотя она предполагает и усложнение отчетности, и уве­личение количества проверяющих инстанций.


Непростая арифметика


Попробуем рассуждать с точки зрения целесообразности этого закона. Итак, все должны платить установленные законом налоги. Исключения не делаются ни для кого, и зарплатные комиссии тут ни при чем: если есть закон, его надо выполнять. Деньги из социальных фондов, как мы знаем, идут на выплату пенсий, пособий и т. д. Эти фонды формируются по большей части за счет отчислений ЕСН. Этих отчислений не хватает. Так почему бы с сотрудников, которые имеют достаточно высокий уровень дохо­дов и могут позволить пару раз в год отдохнуть на хорошем курорте, не взимать чуть больше, чем сей­час? Ведь за них расплачивается компания, которая может позво­лить себе нанять таких работников!


Есть одно но: с 2010 года уста­новлен предел налогооблагаемой базы, который составляет 415 000 рублей на каждого работника нарастающим итогом с начала года (если данная сумма превышается, то взносы не начисляются – п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ). Фактически реформа означает, что правитель­ство предлагает обеспеченным гражданам самостоятельно копить на пенсии и мягко удаляет их из системы государственного пенси­онного обеспечения.


До сих пор пенсионные права накапливались на сколь угодно большие зарплаты. Теперь же зарабатывать больше 18 тысяч рублей в месяц с точки зрения накопления будущей пенсии бес­смысленно. Данный лимит индек­сируется ежегодно. Теперь давайте посчитаем, к чему приведут эти изменения.


Известно, что на предприятиях крупного бизнеса, как правило, работающих по общей системе налогообложения, а также в госучреждениях, банках и в круп­ных городах (Москва, Петербург) зарплаты довольно высокие. Среднемесячная зарплата состав­ляет не менее 50 тыс. рублей на одного работника.


Например, если 100 000 рублей в месяц, или 1 200 000 рублей в год, – это средняя зарплата 1 работ­ника, то налог составит:


при ставке 26% от 1 200 000 рублей – 312 000 рублей в год (до 1 января 2010 года), при ставке 34 % от 415 000 рублей будет составлять 141 100 рублей в год (с 1 января 2010 года).


Итого: 170 900 рублей дополни­тельной прибыли.


Для крупного бизнеса не уве­личатся страховые взносы, а во многих случаях очевидна тенден­ция к их уменьшению. «Увеличение страховых взносов выгодно пред­приятиям сырьевых отраслей: нефтяникам, газовикам, энергети­кам, а также финансистам. Для них нагрузка на рубль выплаченной зар­платы будет снижаться. Таким обра­зом, основное бремя ляжет именно на малый и средний бизнес», – счи­тает руководитель регионального отделения общественной органи­зации «ОПОРА РОССИИ» Владимир Гуляшинов.


У субъектов малого бизнеса средний уровень заработной платы колеблется от 15 до 35 тыс. рублей в месяц. Теперь посчитаем их страховые отчисления:


15 000 рублей в месяц, или 180 000 рублей в год, – средняя зарплата 1 работника, 14% от 180 000 рублей – 25 200 рублей в год, 34% от 180 000 рублей будут составлять 61 200 рублей в год.


Дополнительная нагрузка – 36 000 рублей.


35 000 рублей в месяц, или 420 000 рублей в год, – средняя зар­плата 1 работника, 14% от 420 000 рублей составят 58 800 рублей в год, 34% от 420 000 рублей будут составлять 142 800 рублей в год.


Дополнительная нагрузка – 84 000 рублей.


Очевидно, что крупные пред­приятия, имеющие возможность выплачивать высокую заработную плату, от реформы только выиг­рают. В отличие от среднего и малого бизнеса, особенно в реги­онах, где уровень средней зара­ботной платы достаточно низок.



Малый бизнес: задача – выжить


1 декабря по всей России прошла акция протеста против повышения ЕСН. В Удмуртии участие в ней при­няли около 150 предпринимателей, представители государственной власти, главы общественных объе­динений. Все собравшиеся сошлись во мнении, что в последние годы налоговая обстановка в стране ста­билизировалась, дав возможность многим предпринимателям даже в кризис остаться на плаву. Однако со вступлением закона в силу многие из предпринимателей просто не смогут работать.


Предприниматели – участники акции протеста пришли, чтобы выра­зить свое несогласие с реформой. «Недостатки пенсионной системы хотят решить за наш счет», – заявил индивидуальный предприниматель Иван Гвоздак.


Организаторы акции – Удмуртское региональное отделение обще­ственной организации «ОПОРА РОССИИ» и Некоммерческое парт-нерство «Лига общественных объединений предпринимательства Удмуртской Республики» – при­звали участников к более активному выражению своей общественной позиции. «44 000 предпринимате­лей зарегистрировано в Удмуртии, по данным Минэкономики. 220 000 человек – а это треть Ижевска – работают в малом бизнесе, – отме­тил Владимир Гуляшинов, руково­дитель регионального отделения «ОПОРА РОССИИ». – Мы представ­ляем серьезную силу, которая может и должна открыто выражать свою позицию».


Если задуматься, то именно сред­ний и малый бизнес – самые актив­ные налогоплательщики, основа экономического развития, пресло­вутый средний класс. Как же вышло, что именно на ту часть бизнеса, которой оказывается целенаправ­ленная государственная помощь, ляжет самое тяжкое налоговое бремя?


Ведь именно для субъектов малого и среднего бизнеса были введены налоговые спецрежимы, и в частности ЕНВД, который предпо­лагается отменить с 2012 года для большинства видов деятельности. Заметим, что при встречах с прези­дентом в 2009 году у представите­лей малого и среднего бизнеса не было жалоб на систему налогообло­жения. Предприниматели просили помочь им в преодолении админи­стративных барьеров и тотального контроля.


В результате всех нововведений налоговая нагрузка на малый бизнес увеличивается в 2011 году в 2-2,5 раза, а с 2012 года – в 3-3,5 раза. По словам экспертов, это может привести к негативным последст­виям. Деятельность малого бизнеса в нашей стране сопряжена с труд­ностями и затратами, и является при этом малодоходной. Любое ухуд­шение приведет к закрытию мелких предприятий. Правда, на статистике это не отразится, так как вначале многие предпримут попытку испра­вить ситуацию, регистрируя ИП с целью минимизации налогов с ФОТ. К увеличению численности субъек­тов МСБ в 2011 году приведет и дро­бление предприятий, оставшихся на ЕНВД, которое будет связано с уменьшением численности наемных работников до 15 человек.


Кроме того, реформа приве­дет к уходу в тень малого бизнеса (к возвращению к практике «серых» зарплат, сокрытию оборотов) и, как следствие, к усилению фискальной деятельности всех органов, а зна­чит, к новому витку коррупции. По результатам опроса предпринима­телей на форуме «Сильных кадров», большинство проголосовавших видят в первую очередь именно это последствие реформы.


Это неизбежно ведет к соци­альной незащищенности наемных работников (сокращению, реаль­ному уменьшению заработной платы, потере социального пакета), увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы (люди, работающие без оформле­ния трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете как безработные и получать пособия). Увеличатся и субсидии малообеспе­ченным гражданам (на самом деле получающим зарплату в конвертах).


Предприниматели призывают власть предпринять попытку найти другие способы оптимизации пен­сионной системы и финансирования социальной сферы, которые навер­няка существуют.


В свою очередь редакция жур­нала «Сильные кадры» надеется, что тема очередной налоговой реформы не оставит равнодуш­ными предпринимателей и экспер­тов. Ваши мнения и комментарии мы (журнал "Сильные кадры") готовы опубликовать.


Предприниматели при­зывают власть предпри­нять попытку найти дру­гие способы оптимизации пенсионной системы и финансирования соци­альной сферы, которые наверняка существуют.


До сих пор пенсионные права накапливались на сколь угодно большие зарплаты. Теперь же зарабатывать больше 18 тысяч рублей в месяц с точки зрения накопления будущей пенсии бессмысленно.

28.12.2010 г.