ЕСН: Реформа года
Журнал «Сильные кадры» №10 (36) 2010г.
БИЗНЕС законодательство
ЕСН: РЕФОРМА ГОДА
Когда в 2001 году был введен ЕСН, никто не мог предположить, что спустя 10 лет он станет причиной массового недовольства предпринимателей.
Причиной очередной налоговой реформы, по словам экспертов, стал кризис, обнаживший серьезные проблемы с финансированием социальной сферы в стране, прежде всего, пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания. Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова так прокомментировала решение Правительства: «Если бы мы не приняли этого решения, то к 2050 году пенсионная система на 86% финансировалась бы из федерального бюджета». Теперь же увеличенный пенсионный взнос ликвидирует нынешний дефицит бюджета Пенсионного фонда, надеется министр.
Коснется реформа не всех: 30 ноября Президент России утвердил двухлетнюю отсрочку по повышению ЕСН с 26 до 34% для малых предприятий, работающих в производственной и социальной сферах. Кроме того, 5-летнюю отсрочку получили СМИ (исключая рекламные и эротические). Однако в малом бизнесе таких всего 15–17%, ведь малый и средний бизнес в основном работает в сфере транспорта и торговли. Всем остальным придется выкручиваться.
Несмотря на поднявшуюся по всей стране волну недовольства этой законодательной инициативой, так или иначе, большинство предприятий будут выплачивать ЕСН по новой ставке. Эксперты прогнозируют, что вслед за этим наступит реакция бизнеса, который будет вынужден сокращать персонал или уводить зарплату в тень, что не только неправильно, но и противозаконно.
Как ни странно, большинство предпринимателей, привыкших к постоянной чехарде, к ежегодной смене всех форм отчетности и постоянным изменениям реквизитов для налоговых перечислений, даже не отреагировало на реформу. Хотя она предполагает и усложнение отчетности, и увеличение количества проверяющих инстанций.
Непростая арифметика
Попробуем рассуждать с точки зрения целесообразности этого закона. Итак, все должны платить установленные законом налоги. Исключения не делаются ни для кого, и зарплатные комиссии тут ни при чем: если есть закон, его надо выполнять. Деньги из социальных фондов, как мы знаем, идут на выплату пенсий, пособий и т. д. Эти фонды формируются по большей части за счет отчислений ЕСН. Этих отчислений не хватает. Так почему бы с сотрудников, которые имеют достаточно высокий уровень доходов и могут позволить пару раз в год отдохнуть на хорошем курорте, не взимать чуть больше, чем сейчас? Ведь за них расплачивается компания, которая может позволить себе нанять таких работников!
Есть одно но: с 2010 года установлен предел налогооблагаемой базы, который составляет 415 000 рублей на каждого работника нарастающим итогом с начала года (если данная сумма превышается, то взносы не начисляются – п. 4 ст. 8 закона № 212-ФЗ). Фактически реформа означает, что правительство предлагает обеспеченным гражданам самостоятельно копить на пенсии и мягко удаляет их из системы государственного пенсионного обеспечения.
До сих пор пенсионные права накапливались на сколь угодно большие зарплаты. Теперь же зарабатывать больше 18 тысяч рублей в месяц с точки зрения накопления будущей пенсии бессмысленно. Данный лимит индексируется ежегодно. Теперь давайте посчитаем, к чему приведут эти изменения.
Известно, что на предприятиях крупного бизнеса, как правило, работающих по общей системе налогообложения, а также в госучреждениях, банках и в крупных городах (Москва, Петербург) зарплаты довольно высокие. Среднемесячная зарплата составляет не менее 50 тыс. рублей на одного работника.
Например, если 100 000 рублей в месяц, или 1 200 000 рублей в год, – это средняя зарплата 1 работника, то налог составит:
при ставке 26% от 1 200 000 рублей – 312 000 рублей в год (до 1 января 2010 года), при ставке 34 % от 415 000 рублей будет составлять 141 100 рублей в год (с 1 января 2010 года).
Итого: 170 900 рублей дополнительной прибыли.
Для крупного бизнеса не увеличатся страховые взносы, а во многих случаях очевидна тенденция к их уменьшению. «Увеличение страховых взносов выгодно предприятиям сырьевых отраслей: нефтяникам, газовикам, энергетикам, а также финансистам. Для них нагрузка на рубль выплаченной зарплаты будет снижаться. Таким образом, основное бремя ляжет именно на малый и средний бизнес», – считает руководитель регионального отделения общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Владимир Гуляшинов.
У субъектов малого бизнеса средний уровень заработной платы колеблется от 15 до 35 тыс. рублей в месяц. Теперь посчитаем их страховые отчисления:
15 000 рублей в месяц, или 180 000 рублей в год, – средняя зарплата 1 работника, 14% от 180 000 рублей – 25 200 рублей в год, 34% от 180 000 рублей будут составлять 61 200 рублей в год.
Дополнительная нагрузка – 36 000 рублей.
35 000 рублей в месяц, или 420 000 рублей в год, – средняя зарплата 1 работника, 14% от 420 000 рублей составят 58 800 рублей в год, 34% от 420 000 рублей будут составлять 142 800 рублей в год.
Дополнительная нагрузка – 84 000 рублей.
Очевидно, что крупные предприятия, имеющие возможность выплачивать высокую заработную плату, от реформы только выиграют. В отличие от среднего и малого бизнеса, особенно в регионах, где уровень средней заработной платы достаточно низок.
Малый бизнес: задача – выжить
1 декабря по всей России прошла акция протеста против повышения ЕСН. В Удмуртии участие в ней приняли около 150 предпринимателей, представители государственной власти, главы общественных объединений. Все собравшиеся сошлись во мнении, что в последние годы налоговая обстановка в стране стабилизировалась, дав возможность многим предпринимателям даже в кризис остаться на плаву. Однако со вступлением закона в силу многие из предпринимателей просто не смогут работать.
Предприниматели – участники акции протеста пришли, чтобы выразить свое несогласие с реформой. «Недостатки пенсионной системы хотят решить за наш счет», – заявил индивидуальный предприниматель Иван Гвоздак.
Организаторы акции – Удмуртское региональное отделение общественной организации «ОПОРА РОССИИ» и Некоммерческое парт-нерство «Лига общественных объединений предпринимательства Удмуртской Республики» – призвали участников к более активному выражению своей общественной позиции. «44 000 предпринимателей зарегистрировано в Удмуртии, по данным Минэкономики. 220 000 человек – а это треть Ижевска – работают в малом бизнесе, – отметил Владимир Гуляшинов, руководитель регионального отделения «ОПОРА РОССИИ». – Мы представляем серьезную силу, которая может и должна открыто выражать свою позицию».
Если задуматься, то именно средний и малый бизнес – самые активные налогоплательщики, основа экономического развития, пресловутый средний класс. Как же вышло, что именно на ту часть бизнеса, которой оказывается целенаправленная государственная помощь, ляжет самое тяжкое налоговое бремя?
Ведь именно для субъектов малого и среднего бизнеса были введены налоговые спецрежимы, и в частности ЕНВД, который предполагается отменить с 2012 года для большинства видов деятельности. Заметим, что при встречах с президентом в 2009 году у представителей малого и среднего бизнеса не было жалоб на систему налогообложения. Предприниматели просили помочь им в преодолении административных барьеров и тотального контроля.
В результате всех нововведений налоговая нагрузка на малый бизнес увеличивается в 2011 году в 2-2,5 раза, а с 2012 года – в 3-3,5 раза. По словам экспертов, это может привести к негативным последствиям. Деятельность малого бизнеса в нашей стране сопряжена с трудностями и затратами, и является при этом малодоходной. Любое ухудшение приведет к закрытию мелких предприятий. Правда, на статистике это не отразится, так как вначале многие предпримут попытку исправить ситуацию, регистрируя ИП с целью минимизации налогов с ФОТ. К увеличению численности субъектов МСБ в 2011 году приведет и дробление предприятий, оставшихся на ЕНВД, которое будет связано с уменьшением численности наемных работников до 15 человек.
Кроме того, реформа приведет к уходу в тень малого бизнеса (к возвращению к практике «серых» зарплат, сокрытию оборотов) и, как следствие, к усилению фискальной деятельности всех органов, а значит, к новому витку коррупции. По результатам опроса предпринимателей на форуме «Сильных кадров», большинство проголосовавших видят в первую очередь именно это последствие реформы.
Это неизбежно ведет к социальной незащищенности наемных работников (сокращению, реальному уменьшению заработной платы, потере социального пакета), увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы (люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете как безработные и получать пособия). Увеличатся и субсидии малообеспеченным гражданам (на самом деле получающим зарплату в конвертах).
Предприниматели призывают власть предпринять попытку найти другие способы оптимизации пенсионной системы и финансирования социальной сферы, которые наверняка существуют.
В свою очередь редакция журнала «Сильные кадры» надеется, что тема очередной налоговой реформы не оставит равнодушными предпринимателей и экспертов. Ваши мнения и комментарии мы (журнал "Сильные кадры") готовы опубликовать.
Предприниматели призывают власть предпринять попытку найти другие способы оптимизации пенсионной системы и финансирования социальной сферы, которые наверняка существуют.
До сих пор пенсионные права накапливались на сколь угодно большие зарплаты. Теперь же зарабатывать больше 18 тысяч рублей в месяц с точки зрения накопления будущей пенсии бессмысленно.
28.12.2010 г.